Сериал «Таинственная страсть»: полный облом

Сериал

Оттепель &mdash- милое время таяния льдов, о чем мы в основном знаем только по книжкам, по фильмам. Оттепель &mdash- как ожидание чего-то прекрасного, неповторимого, чувственного. Оттепель на фоне нынешнего застоя, когда все так предсказуемо, подсчитано. Мы жаждем оттепели, дайте нам ее!

Оттепель &mdash- это атмосфера. Как у Данелия в «-Я шагаю по Москве»-. Хотя культового режиссера за этот фильм сильно ругала прогрессивная общественность за его «-примиренчество»-. Или как у Марлена Хуциева в «-Заставе Ильича»-, где романтика пробивается из трагедии сталинского жестоковыйного зазеркалья. Или в казаковских «-Покровских воротах»- &mdash- запах старого Арбата и неформальной чистоты отношений. Или уже в той самой «-Оттепели»- Валерия Тодоровского &mdash- взгляд на время из нашего полумрака с его отстраненностью, самоиронией, неповторимой музыкальностью.

Вот этого или чего-то похожего мы ждали от сериала «-Таинственная страсть»-, только что прошедшего на Первом канале (режиссер Влад Фурман, сценарист Елена Райская, продюсер Денис Евстигнеев). Что получили взамен? По мне, так последние три серии, с 11-й по 13-ю. Вот там наконец появилась жизнь, и страсть, и любовь, и драма. А что же было в предыдущих десяти? Прелюдия, подготовка?

В первых десяти сериях была имитация, так мне кажется. Иллюстрация времени, довольно плоская. Неразвитость характеров главных героев (а их много!). И еще было скучно, что вообще уже против всех правил. У Аксенова в романе нет реальных людей, а есть персонажи: Ваксон, Ян Тушинский, Антон Андреотис, Нэлла Аххо, Яков Процкий, Кукуш Октава&hellip- Аксенов мог себе позволить, он не хотел буквальности.

Но в фильме все не так. Возникает персонаж пожилого уже Василия Павловича (его очень фактурно играет артист Леонид Кулагин), который с удовольствием ставит все точки над «-и»-. Прямым текстом, битым словом. И тогда уже Ваксон превращается в самого Аксенова (молодого), Тушинский в Евгения Евтушенко, Андреотис в Андрея Вознесенского, Нэлла Аххо, естественно, в Беллу Ахмадулину, Процкий, конечно же, в Бродского, а Октава в Окуджаву. Для тупых зрителей, чтобы тыкали пальцем в свой корейский экран и сравнивали, чувствуя себя чуть умнее, чем на самом деле. И тогда уже никому не отвертеться.

Нет, все артисты очень похожи на своих прототипов, это отличный кастинг! Но внешние черты и человеческая суть &mdash- вещи несравнимые. Что это за люди? Фантомы. Тень Евтушенко, тень Вознесенского. Практически нет Окуджавы и Высоцкий как анекдот.

Время скользит по поверхности, вешки расставлены. Вот травля Пастернака, вот его похороны. Вот крошка Хрущев орет на Вознесенского (хотя еще больше почему-то на Роберта Рождественского). Вот генсек на выставке современного искусства и, конечно же, знаменитые «-пидарасы»-. Вот суд над Иосифом Бродским, почти по стенограмме. Ну и бурная личная жизнь. Все схвачено, до запятой, только жизни нет. Времени нет.

Что им играть, скажите на милость? Хороший острохарактерный артист Филипп Янковский просто тонет в никаком Евтушенко. Его таким сделал Аксенов, автор? Возможно, у поэтов-шестидесятников были очень сложные отношения, свои счеты между собой. Но и Андрей Вознесенский &mdash- с вечным платочком на шее, вечно декламирующий собственные стихи &mdash- тоже здесь ничего из себя не представляет. А Окуджава &mdash- Кукуш Октава? Им режиссер лишь заполняет перерыв, паузу, когда нечего сказать: «-А пусть Октава споет»-. Кадр: девочка плачет, шарик улетел, а мы, тупые зрители, должны понимать, что вот так родилась великая песня. А вот вам последний троллейбус собственной персоной, куда же без него? Пой, Кукуш, пой!

Сергей Безруков &mdash- очень серьезный актер. Хорошо понимаю, кем, чем для него является Владимир Высоцкий. Он замечательно поет его песни. Только в сериале Безруков&ndash-Высоцкий &mdash- эпизод в прямом смысле слова. Уже без грима и со своим голосом, но эпизод. «-Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал, и мерзок &mdash- не так, как вы, &mdash- иначе»- (из письма Пушкина Вяземскому). Действительно, великий поэт не обязан в жизни каждую минуту совершать подвиг, это вам не барон Мюнхгаузен. В жизни он может быть какой угодно &mdash- безликий, мелкий, грешный. Но фильм не про это. Там просто нет жизни, нет воздуха, нет той самой таинственной страсти.

Раз уж назвали их имена, вот и будем судить по гамбургскому счету. Артист Кулагин в образе Василия Аксенова говорит о Марине Влади: «-Она была странная, ничего не понимала в нашей советской жизни»-. И это все? В сериале Марина &mdash- просто манекен, холодная статуя, периодически заглядывающаяся на «-Высоцкого»- с гитарой. И это все? А вы читали «-Владимир, или Прерванный полет»-? Вы хотя бы можете осознать, что это была за любовь, за страсть между двумя людьми? И Марина всё понимала, абсолютно всё, больше чем все. А в сериале их отношения с Высоцким &mdash- просто тирешка, черточка, маленькая-маленькая.

Белла Ахмадулина ушла от Евтушенко к Юрию Нагибину. И что мы видим? Нагибин &mdash- сухой, нудный старик, день и ночь барабанящий пальцами по клавишам пишущей машинки. Молодой Белле с ним невыносимо скучно. А вы читали дневники Нагибина? Ведь там была истинная неугасимая страсть мужчины и женщины. И не был он никаким стариком, не был! Где это всё?

Есть в сериале фишечки. Театр «-Современник»-, спектакль «-Обыкновенная история»-. В роли Михаила Козакова сын Кирилл, в роли Олега Табакова сын Антон. Отличный капустник! А потом появляется Галина Борисовна Волчек, великая и очень красивая. Но только сегодняшняя. И вот она, настоящая, «-играет»- себя 40-летней давности, рассказывая образам Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, как она это поставила.

Первые десять серий ушли в расход, в никуда, в пыль. И только последние три&hellip- И только прекрасная игра питерского артиста Алексея Морозова (Ваксон), который умеет замечательно молчать в кадре, и этот взгляд&hellip- И только Чулпан Хаматова, так здорово разыгравшаяся в конце, перестав наконец старательно тянуть шейку. И только долгожданная встреча с Георгием Тараторкиным и тем же Кулагиным спасает ситуацию.

А еще спасает то, что можно назвать трагедией поколения. 68-й год, Прага. И знаменитое евтушенковское «-Танки идут по Праге в затканной крови рассвета. Танки идут по правде, которая не газета»-. Этот надлом, эта запретная любовь, эта нечеловеческая власть, эта ломающая жизни система &mdash- все там показали. А еще добавили: 60-е &mdash- это вам не романтика, не красивая девушка по луже босиком, не твист на тусах и не братство поэтов. Это облом, ребята, полный облом. Точка. Кончилось кино.